3 главных мифа про школьное образование в преддверье осени

Кто такие отличники, и кто такие двоечники: развенчиваем миф о высшем образовании

Сегодня статья должна была быть о другом. Но, то ли начало августа сыграло свою роль, то ли пасмурная погода напомнила больше сентябрь, чем лето – тема вышла совершенно другая. Не летняя, скажем так. И довольно философская.

Я совершенно уверена, что высшее образование – не главное. Странно слышать от копирайтера, отучившегося в двух университетах? И тем не менее это так.

Помните анекдот «Вчера встретила нашу двоечницу, которая не сдала нормально ни одного зачета. Она подбросила меня до метро на своем лексусе». В этом есть большая доля правды, и вся суть кроется в мышлении «отличника» и «двоечника».

Кто такие отличники, и кто такие двоечники? Развенчиваем миф о высшем образовании

Сразу хочу оговориться, что разговор пойдет не о тех двоечниках, что курят за гаражами и просиживают до утра с бутылкой на скамейке. Нет, я в первую очередь говорю о вполне интеллигентных и даже заинтересованных подростках, у которых по ряду предметов стойкая неуспеваемость. Видите ли, наша школьная (а позже и университетская) система заточена под вписывание человека в определенного вида шаблон. То есть, подросток должен к окончанию школы получить ряд обязательных знаний, например.

Мы не будем говорить о том, кому из вас реально понадобился котангенс после школьной скамьи (кстати, браво всем, кто еще помнит, что это такое).

Мы поговорим о том, что вы НЕ успели выучить, пока учили котангенсы.

У каждого человека есть склонность к чему-то: например, к физике или биологии, спорту, литературе, истории и пр. Европейская система образования предполагает максимальное развитие той сферы деятельности, к которой ребенок имеет склонность, и базовые знания по всем остальным дисциплинам.

Что получается в итоге?

1.Ребенок знает, чего хочет

У нас часто бывает, что подросток в последних классах школы не знает, на кого хочет учиться. Почему так? Да потому, что наша система буквально убивает его выбор. Например, если у вас склонность к литературе и явные способности писать (может быть, вы будущий Стивен Кинг или создатель лендингов? :)), но плохо с математикой, вас отправят учить что? Естественно, математику. Причем времени на нее вы потратите значительно больше, чем на изучение правил составления сюжета просто потому, что ваш мозг работает иначе, и математика вам банально не дается.

Многие сейчас скажут, что такой подход создает разностороннюю личность, а также учит справляться с трудностями.

О, поверьте, во время обучения любой специальности  человек рано или поздно встретит огромное количество вещей, для освоения которых понадобится вся его усидчивость и терпение (да хотя бы получить заказ на бирже фриланса та еще задача). Вот только пользы от этих знаний он получит куда больше, чем от математики, которую никогда в жизни не использует.

Более того! Человек, знающий свои сильные и слабые стороны, научится четко делегировать часть своих дел тем, кто знает и умеет делать то, что у него самого получается плохо. В итоге у нас не будет посредственностей, как математиков (их меньше), как и копирайтеров (их больше). Каждый будет заниматься своим делом. И это замечательно!

Идем дальше – по поводу разносторонней личности. Тут могу сказать, что личность получается не разносторонняя, а скорее усредненная. В конце школы те, кто учился отлично, знают все примерно одинаково, и стоит большой вопрос, куда же идти. Мы оказываемся приученными делать не то, что нам нравится, а то, что нужно. Поэтому потом многие занимаются нелюбимой работой. Более того, то, что нам нравится, часто оказывается не развито, так как этому просто не уделялось достаточно времени.

Например, девочка любит танцевать. Но ведь танцами на жизнь не заработаешь – думают родители. И отправляют дочку учиться на менеджера. Что в итоге? Из девочки получается посредственный менеджер, один из многих. В то время как она могла бы стать потрясающей танцовщицей.

То же получается и с другими любителями «непрестижных» профессий. Тут хочу заметить, что во времена моего детства была очень модна профессия юриста. Туда отправлялись толпами. В итоге через 4-5 лет случился настоящий бум юристов, и предложение многократно превысило спрос.

2.Ребенок учится следовать своим стремлениям

Если он сам выбирает ВУЗ, в котором учиться (заметьте, я не говорю, что учиться вообще не надо – просто нужно учиться правильно), он будет всеми руками и ногами держаться за это заведение. Потому что это его сознательный выбор.

Если же он поступает «для мамы с папой», результат будет другим – для них он и будет учиться. А потом работать. А смысл?

3.Ребенок учится слушать себя

Пожалуй, это наиболее важный пункт. Помните, что детей куда чаще ругают за двойки, чем хвалят за пятерки (опустим нынешнюю 12-бальную систему). Это отрицательное подкрепление. Ученику приходится быть как минимум твердым хорошистом, чтобы не получать дома выговоры, и с каждым годом становится все сложнее, потому что:

А) Предметы усложняются

Б) Появляется много новых потребностей и интересов (познание мира, самого себя, переходной возраст, первая любовь и пр.)

Отсюда списывание, попытки ответить на уроке то, что знает, и не потому, что радуется знаниям, а потому, что тогда получит «отлично» и более того – не спросят то, чего он не знает.

В итоге знаний как таковых еще меньше, ведь внимание учителя к себе привлекать лишний раз никто не хочет, потому вопросов во время учебы минимум.

Ребенок учится быть незаметным. А незаметные дети со временем превращаются в таких же незаметных сотрудников под общим названием «офисный планктон». Есть над чем задуматься.

Опубликовано: 11:40 03.08.2016