ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕДОВОЛЕН?

Что делать и как себя вести? Вот 5 простых правил.

У вас бывало так, что пишете все на высшем уровне, переживаете за работу – а клиент неожиданно оказывается недоволен? Что делать и как себя вести? Вот 5 простых правил.

1. Без паники
Обычная ошибка копирайтера – сразу же счесть себя виноватым (следуя, видимо, логике «клиент всегда прав») и пытаться правдами и неправдами загладить инцидент, возвращать деньги и делать прочие телодвижения.
Перед тем, как вообще что-то предпринимать, посмотрите на ситуацию объективно.

2. Ваша задача – продать товар
Это значит, что клиент должен предоставить максимально точную и объективную информацию о его товаре либо услуге, и уже на основе этих данных сотворить информативный и эффективный лендинг. Если он не делает этого, предполагается, что вы просмотрите информацию в интернете и будете работать на ее основе (сейчас я говорю о классических разовых статьях, получаемых на бирже). 
Ваша задача – сделать грамотный продающий текст, который будет будет эффективно продавать товар или услугу - причем этот текст вы предварительно еще и протектируете 4мя возможными спообами. Показать все плюсы товара/услуги, развернуть его «лицом» к покупателю. 

По аналогии: представьте, что вы занимаетесь упаковкой подарков. Вы сделали красивую дизайнерскую коробочку, а ваш покупатель оказался недоволен вазой, которая была внутри. Имеете ли вы отношение к вазе? Определенно, нет. Ваша задача – сделать красивую упаковку, и с этим вы отлично справились.
Отсюда вывод: убедитесь, что претензии предъявляются именно к упаковке, т.е. к продающей составляющей.

3. Обратитесь к ТЗ
Откройте и перечитайте ТЗ. Совпадают ли правки клиента с тем, чего он хотел от вас изначально? Иногда бывает так, что заказчик что-то перерешил в процессе того, как вы делали проект, либо дал ошибочное ТЗ, либо «не это имел в виду» и пр.
Помните, вы копирайтер, а не телепат. В работе вы опираетесь, прежде всего, на ТЗ – и оно должно быть предельно четким. Если правки противоречат ТЗ, технически они не имеют к вам отношения.

4. Пробудите уверенность в себе
Вспомните, к вам обратились потому, что вы копирайтер. Вы – профи в своей области! Многие люди не могут написать тексты так хорошо, как вы. Вам платят деньги за то, чтобы вы грамотно складывали буквы в слова, а слова в предложения!
Прочувствуйте свою экспертность. Вы не просто «какой-то фрилансер» - вы КОПИРАЙТЕР! Согласитесь, это звучит гордо.
Расправьте спину, сделайте глубокий вдох – и теперь посмотрите на возмущения заказчика. Вы уверены, что они действительно имеют отношение к вам? Помните, он такой же человек, как и вы. Он не ваш начальник, более того – он несовершенен и субъективен.
У вас обоих равные шансы ошибиться или быть правыми.

5. «А что если негативный отзыв??!!»
А ничего. Заказчик может получить негативный отзыв так же, как и вы – и ему это осложнит жизнь так же, как и вам. Более того, на хорошей бирже заказчики и исполнители находятся в равных условиях. Например, если вы в проекте читаете про большой рерайт, а по факту вам начинают предлагать отвечать на телефонные звонки, вы можете спокойно пожаловаться на проект – и его заблокируют. 
Просто имейте в виду, что у вас есть права. И эти права соблюдаются.

А вот теперь список реальных грехов копирайтера (когда вы действительно виноваты):
1. Срыв сроков
2. Неуникальный текст
3. Работа не по ТЗ
4. Некачественный текст (много воды, неестественные речевые обороты, проще говоря, плохой стиль)
5. Грамматические или орфографические ошибки
6. Отсутствие оформления (заголовки, подзаголовки, списки и пр.)
7. В определенных случаях – отсутствие продающей составляющей

Как видите, реальных причин волноваться не так уж и много. Просто внимательно делайте свою работу, и все будет хорошо.

ВАЖНО: в этой статье я говорю о работе с новым заказчиком по сравнительно простому проекту. Естественно, бывают случаи, когда проект вашего любимого и проверенного заказчика в ходе работы видоизменяется для большей эффективности. Такие вещи я целиком и полностью поддерживаю – ведь тогда вы реально имеете возможность (и, я надеюсь, желание) улучшить текст. 

При этом главное избежать ситуации, когда от вас хотят «то не знаю что».

Засим прощаюсь. Сохраняйте спокойствие :)

Опубликовано: 10:42 29.09.2015