Польза и вред тестовых заданий

Стоит ли делать тестовое задание на бирже фриланса

Добрый день, дорогие копирайтеры!

Давайте поговорим про тестовые задания. Нужно ли их делать?  Как вообще стоит относиться к тестовым заданиям: это возможность получить хороший заказ, или просто трата вашего времени?

Тестовые задания: вред и польза

Уверена, что многие из вас уже сталкивались с необходимостью выполнения тестовых заданий. Причем часто бывает, что тестовое задание нужно выполнить даже в том случае, если вы уже предоставили примеры своих работ.

Если у вас не очень большое портфолио, или нет работ по нужной тематике, то просьба о тестовом задании, в общем-то, понятна.  Но что делать, если работодатель требует от вас написать текст о специфической услуге именно его компании?

Основные доводы заказчика:

  1. Мне нужно увидеть качество вашей работы именно по моей тематике
  2. Должность очень ответственная, а исполнители много, и мне нужно выбрать лучшего
  3. Если ваша работа не подойдет, я обещаю не использовать ее на своем сайте
  4. После выполнения задания вы сможете включить работу в ваше портфолио

К сожалению, заказчик не всегда понимают ситуацию, в которую ставит копирайтера.  На каждой из его доводов существует вполне логичный и объяснимый ответ исполнителя.

Основные доводы фрилансера:

  1. Качество текста можно посмотреть по имеющимся работам в портфолио
  2. Заказчиков много, а копирайтер один, и он не может выделить время на выполнение тестового задания для каждого потенциального клиента
  3. Хороший копирайтер выполняет работу непосредственно для клиента, его специфики и нужд, таким образом, он не может использовать ее где-либо еще
  4. В портфолио хорошего копирайтера часто насчитывает несколько сотен работ, поверьте, ему не нужна еще одна

Также важно понимать, что выполнение тестового задания - это ваше время, в первую очередь. А вам, как хорошему специалисту, нужно соблюдать ваш личный график и не распыляться по мелочам.

Итак, что же вы получите, выполнив тестовое задание? Давайте разберемся.

как сделать лендинг

Если тестовое задание предлагает солидная компания:

Это один из лучших вариантов для копирайтера. Скорее всего, крупная компания действительно выбирает себе наилучшего исполнителя на серьезную должность - например для написания одностраничников для инфопродуктов (так меня выбирали в свое время для создания продажников для сети LIKE-бизнесов Аяза Шабутдинова). Таким образом, пройдя тестовый отбор, вы получите большое количество интересных качественных заказов, а также возможности для вашего профессионального роста.

Важно: перед тем, как выполнить тестовое задание, имеет смысл уточнить условия будущей работы.

К сожалению, многие крупные компании ограничивают работу копирайтера.  Я регулярно сталкивалась с тем, что работа копирайтера в компании заканчивается в тот момент, когда текст написан и утвержден директором.  То есть  вы не получаете никакой информации об эффективности и конверсии вашего текста.

Некоторые крупные компании считают, что их влияние на копирайтеров очень велико, и все исполнители просто выпрыгивают из штанов в стремлении получить у них заказ.  В итоге получаем следующую позицию: проект дается одному копирайтеру, после чего предлагаются правки.  Если после правок  текст не приобретает ожидаемый вид (причем решение об этом принимает ответственны менеджер, а не целевая аудитория, то есть никого тестирования не проводится), заказ отдают другому копирайтеру.  Стоит ли говорить, что первый копирайтер не получает ни денег, ни опыта?

Если тестовое задание предлагает молодая фирма:

С моей точки зрения, это наиболее опасная для копирайтера ситуация.  Начинающий предприниматель еще не имеет четкого представления, чего именно он хочет от текста.  Более того, он практически не понимает, как именно текст работает на его бизнес.  В итоге он ищет копирайтера, который будет писать тексты, которые понравятся лично ему. Или еще хуже - он ищет исполнителя с самым дешевым тарифом,  но такого, чтобы писал действительно качественные, продающие тексты.

В итоге на копирайтера сваливается огромный объем работы, выполнить который ему предлагают в короткий срок и за сравнительно небольшие деньги.

Естественно, ни о каком профессиональном росте, и даже ни о какой спокойной работе речь не идет.  Стоит ли делать тестовое задание в такой ситуации, решать вам.

Так делать ли тестовое задание?

ДА, если:

  1. Вы твердо решили работать именно с этой компанией
  2. Заказчик протестирует ваш текст и укажет конверсию
  3. У вас еще нет текста данной тематики, а он вам очень нужен
  4. Если у вас маленькое портфолио

НЕТ, если:

  1. Для вас это не более чем еще один заказ на бирже фриланса
  2. Вы не узнаете реальные результаты и эффективность вашей работы
  3. Предлагаемые заказчиком расценки очень низкие
  4. Это разовый проект
  5. Тестовое задание очень объемное
  6. Поставлены сжатые сроки
  7. Заказчик выдает вам тестовое задание в личном сообщении вместо того, чтобы опубликовать его в общем проекте
  8. Заказчик долго не отвечает на ваши сообщения, явно работая с большим количеством кандидатов (в этом случае велика вероятность, что у вас и вашей работе просто забудут)

Как видите, в тестовом задании есть свои плюсы и минусы. Делать или не делать тест – решать только вам.

Опубликовано: 12:10 05.12.2015