ТОП-10 случаев, когда нужно отказаться от заказа

Даже если вы ОЧЕНЬ хотите заработать

Отказываться от заказа всегда непросто. Некоторые копирайтеры утверждают, что, если предлагают заказ, его нужно брать всегда, потому что это ваши деньги. Однако по своему опыту могу заверить, что есть как минимум 10 случаев, когда заказ лучше оставить кому-нибудь другому. Например тому, кто не жалеет свои нервы, душевное здоровье и репутацию.

10 причин НЕ брать заказ:

1.Низкая цена

Это самый естественный и понятный случай. Если заказчик обещает 300руб за качественный сложный лендинг, естественно, что вы не возьметесь.

2.Низкая цена за оптовую работу

Здесь ситуация сложнее, работы много, и вы готовы согласиться. Проверьте, не опускается ли за счет опта цена более чем на 25%. Если опускается, то лучше не брать заказ – он не окупит вложенных усилий, потому что за потраченное время вы могли бы выполнить несколько других, более прибыльных заказов.

3.Постоплата

Обещание оплаты «по факту», «если все понравится, а нам обязательно понравится» и пр. Это могут в равной степени оказаться реальные намерения или пустые обещания. Более того, я не рекомендую оставлять на постоплату даже 50%, так как клиент может внезапно пропасть даже после длительной успешной работы. Причем это может быть вызвано внезапным отъездом, сменой планов, непредвиденными изменениями в бизнесе. Даже если у вас намечаются грандиозные планы, деньги всегда берите вперед.

4.Неясное ТЗ

Иногда бывает так, что заказчик сам не знает, чего хочет. Не может сформулировать преимущества продукта, выгоды и ценность, не может дать портрет целевой аудитории. В этом случае вы будете писать неясно о чем, неясно для кого. Это само собой повлияет на качество текста, который едва ли потом пойдет в ваше портфолио, а заказчик при приеме текста может заявить «это все не то», не мотивируя и не поясняя.

Если вы решили взять такой заказ без внятного ТЗ, оговорите официально (в переписке к проекту), что вы пишете только в рамках предоставленной информации. Если вам разрешают пофантазировать «придумайте что-нибудь, а мы потом подгоним» - также отражайте это в проекте.

5.Неполная информация

Так бывает, если заказчик является посредником. Он передает информацию от заказчика, и не всегда может правильно уточнить все вопросы. Так часто случается, когда посредник является представителем веб-студии, где разрабатывается сайт под ключ. Тогда вам предоставят комплексный бриф с информацией для верстальщика, дизайнера, рекламиста, и совсем немного для копирайтера.

Лучше всего в таком случае попросить заполнить ваш личный бриф. И, как всегда, работать по 100% предоплате.

6.Наглый заказчик

Бывают и такие, врываются в скайп, «тыкают» с первой строчки и всячески показывают, что вы здесь для него. Если вы не обладаете запредельной стрессоустойчивостью, я не рекомендую иметь дело с такими клиентами. Обычно это так называемые заказчики «низкого класса», т.е. люди, работающие с дешевыми копирайтерами по копеечным проектам. Серьезную сумму такой человек вам, скорее всего, не заплатит, даже если она числится в проекте.

К слову, серьезные заказчики «среднего» и «высокого класса» очень уважительно относятся к копирайтерам, потому что платят им серьезные деньги и видят их, как реальное и эффективное вложение своих средств.

7.Требовательный заказчик

Есть люди, с которыми сотрудничество начинается нормально, однако уже после сдачи первого текста начинается череда мелких правок. Тревожным звоночком должно служить то, что вы раз за разом переделываете одни и те же абзацы – это значит, что правки могут стать бесконечными или занять длительное время, съев заметную часть вашего времени и сил.

Конечно, такого заказчика не распознать сразу, поэтому я рекомендую по крайней мере не брать от него следующий заказ.

8.Заказчик – копирайтер

Есть и такие. Они просят «просто помочь с текстом», но в итоге начинают творить вместе с вами. Опасны тем, что в результате могут сказать «я и так сам сделал всю работу», притом, что на согласования чужого креатива у вас ушло в несколько раз больше времени, чем, если бы вы сделали все самостоятельно.

Еще необычные откровения про клиентов читайте здесь.

9.Проект подается на бирже несколько раз

Скорее всего, человек ищет какого-то очень специфического исполнителя, либо не дает внятные условия работы. Пробиваться к нему можно только, если вы на 100% владеете нужной тематикой и во что бы то ни стало хотите работать именно над этим проектом.

10.Стоимость заказа явно завышена по сравнению с требованиями

Иными словами, «оно столько не стоит». Конечно, есть особенности ценообразования, но, все же, каждая цена оправдывается определенным качеством работы. Есть цены, явно превышающие качество, которое вы можете предложить. В этом случае вас может ждать проблемный заказчик, привлекающий копирайтеров высокой ценой – деньгами, которые вы, скорее всего, не получите.

И напоследок,

3 крючка, на которые ловят копирайтеров:

  1. Высокий ценник
  2. Большой оптовый заказ
  3. Регулярные проекты

А на что чаще всего пытались поймать вас? Пишите в комментариях!

Опубликовано: 12:22 23.06.2016