Типы клиентов, и как с ними общаться

Сегодня мы разберем основные типы клиентов и определим, как лучше всего общаться с ними, чтобы работать максимально плодотворно и не тратить ваше время, нервы и пр. :)

1. Частный предприниматель
Это, пожалуй, идеальный клиент для фрилансера. Такой же частник, как и вы, ведущий собственный бизнес и понимающий его потребности. Это особенно важно, так как вы можете напрямую узнать у такого клиента все вопросы касательно его бизнеса, целевой аудитории, ее потребностей и прочее.
Если вы хорошо знаете искусство копирайтинга, проблем в общении с таким клиентом у вас не возникнет.

2. «Давайте сделаем вместе»
Чудо-клиент, начитавшийся книжек по копирайтингу и решивший, что сейчас поделится с вами своими идеями. В работе с ним сразу два подводных камня:
А) желание работать вместе. По опыту скажу, что это занимает примерно вдвое больше времени, чем работа над проектом самостоятельно. Важно: здесь не идет речь о клиенте, который рекомендует что-то касательно преимуществ товара/услуги. Мы говорим о заказчике, который начинает придумывать способы продажи товара клиенту, то есть вмешиваться непосредственно в вашу работу. Получается это, обычно, не очень хорошо, но опять же занимает ваше время.
Б) неправдивая информация. Буквально сегодня столкнулась с клиентом, который утверждал, что в его компании работают ТОП-3 дизайнера интерьеров в городе. Естественно, я взяла это за основную идею и выстроила вокруг нее концепт. В итоге же оказалось, что клиент – не прямой заказчик, а посредник, и 90% бонусов и преимуществ… просто взял из головы! Естественно, ни о каком рабочем лендинге речь уже не шла, представленная информация оказалась неактуальной.
Как общаться: давайте бриф на заполнение, в нем прописывайте все, что вам требуется узнать. Может показаться, что это займет больше времени, но на деле вы сильно упростите себе работу – и время, наоборот, сэкономите.

3. «Давайте пообщаемся»
Такой клиент просто любит поговорить. Он переливает из пустого в порожнее часами, не давая никакой толковой информации, при этом на любой четкий вопрос начинает растекаться мыслью по древу.
Как общаться: попросите его взять паузу. Напишите что-то вроде «Давайте обсудим это завтра» или «давайте вы изложите это в документе Word». Оставшись один на один с собой, клиент собирается и излагает мысли более структурированно.

4. Нытик
Да, и такие клиенты тоже бывают)) они приходят поныть, так что вы в какой-то момент ощущаете себя работником телефона доверия. Его настроение меняется каждую минуту, и вы теряете нить разговора. К слову, именно такие клиенты часто бывают недовольны даже самыми потрясающими результатами вашей работы.
Как общаться: Не отдавайте клиенту инициативу. Помните, вы ничего ему не должны, пока вам не заплатили, а когда вам заплатили – вы должны ему только текст, а не ваше время, нервы и душу в придачу :) Оставайтесь в ровном эмоциональном состоянии. Выключите звук скайпа (это важно, так как такие клиенты строчат по 5-6 постов подряд, и писк оповещения о сообщении начинает действовать, как капающая на лоб вода в китайской пытке – а зачем вам такое «счастье»?). Помните, что вы имеете полное право заниматься другими проектами, и даже своими делами. Отвечайте четко и по делу – как правило, это возвращает клиента к проекту и делает общение более конструктивным.

5. Подневольный
У такого заказчика, как правило, на плечах сидит директор, требующий согласования по каждому вопросу. Это утомительно, так как вы фактически не можете повлиять на ситуацию – а согласование тянется днями, иногда неделями.
Как общаться: просите предоплату, чем больше, тем лучше. Выполняйте только то, о чем вы договорились. Если вам заплатили часть денег – не делайте ничего сверх договоренностей, пока вам не заплатят остаток. Если клиент выпал из поля зрения, напишите ему пару раз, но не строчите каждый день. Скорее всего, рано или поздно он сам к вам обратится, и тогда вы поставите его перед фактом, что и пальцем не пошевелите, пока он не рассчитается за уже сделанную работу. Это наилучший способ, так как вы остаетесь эмоционально не вовлеченными в происходящее, сохраняете чистый ум и собственное спокойствие.

Опубликовано: 20:57 23.10.2015